Редакция немецкого журнала Gute Fahrt рассмотрела семь популярных всесезонных шин в размере 235/55 R18 на компактном кроссовере Volkswagen Tiguan. Испытания проводились в два этапа: зимой и летом, чтобы выяснить, какая модель показывает лучшие результаты на сухих, мокрых и снежных дорогах.
Производители шин и эксперты десятилетиями учили нас простой формуле: летние шины лучше использовать летом, зимние - зимой. В зимнее время на заснеженных дорогах и в летнее на асфальте многие всесезонки менее эффективны, потому что сложно сочетать сцепление на снегу и управление на летней трассе. При выборе таких покрышек важно учитывать условия эксплуатации, чтобы избежать проблем в определенный сезон.
В последние годы всесезонные шины приобрели популярность на европейском рынке. Многие производители, включая тех, кто отрицал выпуск таких колес, изменили свою позицию и предлагают всесезонные решения в популярных линейках. Это связано с растущим спросом со стороны автовладельцев, которые хотят удобство и экономию в одном изделии.
Главное преимущество всесезонки - экономия времени и денег на смену покрышек в межсезонье. Журнал Gute Fahrt отобрал для теста модели ведущих производителей: Bridgestone, Continental, Falken, Goodyear, Nokian, Pirelli и Vredestein. Испытания проводились в оптимальных температурных условиях (от +25 до -10 градусов) и на разных дорожных покрытиях: летний этап в Италии, зимний в Лапландии.
Участники:
- Continental AllSeasonContact
- Goodyear Vector 4Seasons SUV gen-3
- Bridgestone Weather Control A005 Evo
- Pirelli Cinturato All Season SF 2
- Vredestein Quatrac Pro
- Falken EuroAll Season AS210
- Nokian Seasonproof SUV
Испытания в летний сезон
По оценкам испытаний летнего этапа очевидно, что все шины имеют несбалансированные характеристики, за исключением эталона Continental AllSeasonContact. Они отлично себя показали на сухом и мокром покрытии, удивили быстрой реакцией на повороты руля и хорошим сопротивлением боковому уводу. Как и остальные участники (за исключением Falken EuroAll Season AS210) Conti не является спортивной моделью. Зато Falken поразили легкой и точной управляемостью на сухом покрытии. Однако их тормозные свойства на сухой дороге не так хороши, как у Continental: при скорости 100 км/ч автомобиль остановился на 38,6 метрах, в то время как Conti показала результат 37,7 метра. Еще длиннее тормозной путь у Nokian Seasonproof SUV. Организаторы подчеркнули в данном аспекте необходимость внесения доработок в модель Seasonproof SUV финского производителя. По итогам летних испытаний сложилось устойчивое мнение, что всесезонные шины проигрывают летним в эффективности торможения на асфальте.
Испытание на противостояние аквапланированию показало, что шинам Vredestein Quatrac Pro не страшна вода. Покрышка хорошо себя ведет на мокрой дороге, при этом может похвастаться высоким уровнем комфорта и шума, так же как и Pirelli, Falken и Goodyear. На первом месте снова Continental AllSeasonContact. Производителям удалось опровергнуть принцип о том, что управляемость и комфорт взаимоисключают друг друга. Модель доказала, что она эталон, на который могут ориентироваться конкуренты.
Похоже у Continental нет явных недостатков, хотя, по словам экспертов, производителям можно улучшить эффективность торможения на мокрых дорогах. Лучших результатов на мокром треке ожидали от Goodyear Vector 4Seasons SUV gen-3, учитывая их предыдущие успехи в дисциплинах. Однако модель линейки Vector 4Seasons блистала только в испытании на устойчивость к продольному аквапланированию. Оценка тормозного пути показала, что он почти на два метра длиннее, чем у Bridgestone Weather Control A005 Evo.
В итоге летнего тестирования эксперты GF выяснили, что основное ограничение всесезонных моделей - это тормозные характеристики, в которых они уступают летним образцам. Однако, колеса от Conti, Goodyear или Bridgestone показали отличные результаты и могут подойти автомобилистам с невысокими требованиями.
Испытания в зимний сезон
Тесты на снегу проводились на испытательном полигоне Эльвсбюна в оптимальных температурных условиях около -5°C. При более низких температурах около -20°C резиновая смесь становится слишком жесткой, и шины теряют эластичность. Чтобы смесь не “дубела” в мороз в нее добавляют большое количество натурального каучука.
На производительность покрышек влияет еще один важный фактор - ламели. Специальные нарезки на шине, которые повышают сцепление на снегу. Зимние модели имеют около 2000 ламелей, у всесезонок их вдвое меньше. Здесь важен баланс: если ламелей много, то пострадает управляемость летом, а если мало - ухудшится сцепление зимой.
Создание сбалансированной резины настоящее искусство. Производителям нужно учитывать множество факторов и найти баланс между мягкостью и жесткостью, сезонными характеристиками и производительностью в различных дорожных условиях.
В первом забеге эксперты оценивали сцепление на снегу. Для наилучшего ускорения пробуксовка должна составлять 20-30%. Шины Goodyear Vector 4Seasons SUV gen-3 оказались лучшими, со значительным отрывом от остальных. Это говорит о том, что разработчики поставили в приоритет зимние свойства продукта. Вторую строчку рейтинга заняли Pirelli Cinturato All Season SF2. Зато лидеры летних испытаний удивили худшим результатом и уступили даже Falken EuroAll Season AS210, которые отстали от Goodyear примерно на 10%. На 10-градусном снежном склоне ни одна из моделей не смогла тронуться. Напрашивается неутешительный вывод: всесезонная резина не пригодна для скользких поверхностей.
На заснеженной трассе с крутыми поворотами Goodyear Vector 4Seasons SUV gen-3 отметились лучшей управляемостью, за ней следуют Continental и Pirelli. Эксперты оценивали все важные факторы - от поведения на пределе сцепления до точности рулевого управления и устойчивости в поворотах. Тройка лидеров заработала по 7-8 баллов, что считается хорошим результатом для всесезонных шин. В забеге на торможение на снегу с 50 км/ч до полной остановки Goodyear и Nokian заняли первые места, хотя тормозной путь зимних моделей короче примерно на 3,5 метра.
Итак, после проведения тестов на снегу, в GF заметили, что хорошие зимние шины выпущенные 10-15 лет назад, продемонстрировали такие же результаты. На всесезонной резине можно будет добраться до пункта назначения, не вспотев от страха. Однако современные зимние шины, конечно же, лучше. В целом, эксперты рекомендуют всесезонные шины тем, кто живет в регионах с умеренным климатом. В то же время, по-прежнему уверены, лучше приобрести два комплекта резины.
Современные всесезонные модели настолько хороши, что по эффективности их можно сравнить с зимними покрышками 10-15-летней давности. Всесезонки можно эксплуатировать зимой, но не стоит ожидать от них такой же производительности, как от настоящих зимних шин. Для жителей регионов с умеренным климатом этот тип резины станет хорошей альтернативой как летним, так и зимним вариантам, хоть и подразумевает отказ от идеальных качеств в пользу универсальности.
Итоговая таблица
Источник: Gute Fahrt, Август 2022